[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум российского битбокс портала » Обучение битбоксу » Лупстанции, микрофоны и прочее » Эквализация звука (Зачем нужны и какие бывают эквалайзеры)
Эквализация звука
ManBandДата: Четверг, 24.02.2011, 14:35 | Сообщение # 1
Главный по проводкам
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Репутация: 36
Замечания: 0%
Статус:
Для начала попробую на основе различных статей разъяснить роль частотной коррекции (эквализации) в формировании звука.

Немного истории.

История эквалайзеров началась в 1930-х годах в Голливуде, когда появились первые фильмы со звуком. В то время многие обращали внимание на неестественное звучание музыки и голосов актёров. Одним из этих людей был Джон Волкман, который и применил первый эквалайзер для улучшения звучания звуковых систем в кинотеатре. До этого подобные эквалайзеру приборы использовались для коррекции звуковых потерь при передаче сигнала. Однако Волкман был первым, кто внедрил эквалайзер в звукоусилительную систему. Первый такой эквалайзер (EQ-251A) представлял собой прибор с двумя ползунками, каждый из которых имел переключатель выбора частот.

В то же время в голливудских студиях звукозаписи проводились эксперименты с эквалайзерами в целях пост-продакшна и создания эффектов. Тогда компания Cinema Engineering разработала первый настоящий графический эквалайзер (модель 7080), который имел 6 полос, регулируемых в пределах 6 дБ с шагом в 1 дБ, а впоследствии — очень популярный в то время 7-полосный эквалайзер 9062A.

Во время Второй мировой войны в этой сфере наступило затишье, и в 1958 году профессор университета Уэйн Радмоуз успешно разработал и применил свою теорию акустической эквализации. После этого в 1962 году Радмоуз совместно со своим другом Боунером разработали акустический фильтр с очень высокой добротностью — так был разработан эквалайзер White, который помог Боунеру создать теорию акустической обратной связи и эквализации помещений.

В 1967 году Арт Дэвис (из Cinema Engineering), совместно с Джимом Ноблем и Доном Дэвисом, разработали первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров, который был назван «Acousta-Voice». Эта система положила начало новой эры современной эквализации.

В течение последующих 20 лет произошёл буквально бум в разработках эквалайзеров: было создано большое разнообразие эквалайзеров, с применением микросхем и других цифровых технологий.

Описание эквализации.

Эквализация относиться к техническим эффектам. Применяется если необходимо откорректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) какого, либо инструмента, т.е. прибавить, либо убавить определенные частоты в звучании.

Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую и художественную.

Смысл технической эквализации в том, чтобы устранить "частотные" конфликты между инструментами, битбоксом и вокалом (в дальнейшем будем называть их источниками звука). Связано это с нелинейностью человеческого слуха и, в частности, с эффектом слуховой маскировки. Суть же эффекта такова: если имеются два источника звука с похожими (перекрывающимися) спектрами и один звук громче, чем другой, то мы
перестаем слышать более тихий звук. Яркий пример – разговор в метро: когда мимо проходит поезд, то в какой-то момент мы перестаем слышать, что говорит собеседник, то есть шум поезда, перекрывающий спектр человеческой речи, становится намного громче, и мы не слышим голоса собеседника. То же самое происходит и с источниками звука. Вы может быть уже сталкивались с проблемой, когда по отдельности все источники звучат хорошо, а вместе получается каша. Эта самая "каша" и есть результат слуховой маскировки – в акустической музыке, где возможности коррекции минимальны и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой. В электронной музыке, где нет "устоявшихся" звуков, а эквалайзеры и темброблоки стоят на каждом шагу, постоянно возникают "частотные конфликты" между инструментами. Основная задача технической коррекции как раз и состоит в разрешении этих самых "частотных конфликтов".

Главные принципы:
1. Любой EQ менее заметно работает в минус, чем в плюс, поэтому всегда старайтесь вырезать, а не поднимать.
2. Так как слуховая маскировка – явление бинауральное, то панорамирование никак не может решить частотные конфликты. Поэтому коррекцию следует делать только в моно. Если зазвучит хорошо в монорежиме, то и в стерео будет звучать не хуже...
3. Решение частотных конфликтов проще делать по двум источникам звука. Без определенной слуховой тренировки очень сложно определить в "общей каше", с какими именно инструментами возникают проблемы.

Человеческий слух в чем-то можно сравнить с работой спектроанализатора. Спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы на этой частоте слышим только самый громкий звук, и наша задача – убрать все лишние частоты с инструментов, чтобы каждый звучал в своей частотной "нише".

Основная цель технической эквализации – решение частотных конфликтов, то есть “укладывание” инструментов в отведенные для них частотные ниши в миксе. При этом не важно, как будут звучать после такой “экзекуции” инструменты по отдельности, важно, чтобы они хорошо звучали вместе.

К примеру вы решили записать битбокс и бас. Для этого необходимо выявить какие частоты нужны в битбоксе, а какие можно приглушить для того чтобы был хорошо слышен бас (это можно назвать работой над читаемостью инструмента). Допустим мы добились нужного нам результата и отстроили эквализацию битбокса и баса так что в общем миксе они у нас теперь хорошо прослушиваются и их можно спокойно разобрать. Следующим этапом в эквализации будет художественная коррекция. Что касается художественной коррекции, она проделывается после технической с целью придания источнику звука определенного характера.

Вот несколько общих характеристик, которыми можно руководствоваться при художественной эквализации битбокса позволяя выделить необходимый характер звучания:
Частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут сделать его бубнящим.
Частоты от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты.
Частоты около 400 Гц делают звук более грубым.
Частоты от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают эффект присутствия.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким.
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности.

Теперь мы с вами можем разобраться, какими оттенками будет обладать наш битбокс, а какими бас и композиция в целом. Давайте разберем, какие бывают эквалайзеры и где они встречаются.

Разновидности эквалайзеров.

1. Графический эквалайзер. Чаще всего встречающийся эквалайзер. Его можно встретить от программных плееров, программ звукозаписи, до плееров карманных, телефонных, в микшерных пультах, в студиях звукозаписи и на концертной площадке в виде отдельного устройства. Представляет собой ряд ползунков (фейдеров) с подписанной у каждого ползунка частотой, которую он регулирует. От кол-ва ползунков зависит, насколько точно мы сможем отстроить АЧХ звука/инструмента. Встречаются вариации от двух и трех полосных эквалайзеров (так называемые британские) например в микшерных пультах, до 1 (октавные), 1/2 (полуоктавные), 1/3 (третьоктавные) эквалайзеры, название последних говорит о том, что с помощью них можно редактировать по три ползунка в октаве. Определение термина октава можно легко отыскать в википедии.

2. Параметрический эквалайзер. Такой эквалайзер обычно устанавливается в линейках дорогих микшерных пультов, также в хороших процессорах эффектов, например в известном нам с вами «BOSS GT-10b». В отличие от графического, у параметрического эквалайзера частота регулирования может плавно перемещаться по всему частотному диапазону. Кроме того, ему присущ еще и такой параметр, как ширина полосы (width) или ее обратная величина – добротность (Q). То есть, если в графическом эквалайзере мы имеем фиксированную ширину полосы, то в параметрическом мы можем изменять ее в широких пределах. В некоторых эквалайзерах реализован принцип «пропорционального Q». Дело в том, что увеличивая ширину полосы, мы увеличиваем и площадь нашего колокола, т.е. мощность сигнала. Во избежание этого и для повышения точности регулирования эквалайзер при увеличении ширины полосы уменьшает уровень сигнала. Многие считают эту функцию полезной. В некоторых простых микшерных пультах с целью удешевления устанавливаются так называемые полупараметрические эквалайзеры. Их отличие от полностью параметрических состоит в том, что в таких эквалайзерах нет возможности регулировать ширину полосы.

3. Еще одна разновидность – шельфовые эквалайзеры. С их помощью осуществляется регулировка на краях частотного диапазона. Такие эквалайзеры более близки к параметрическим, чем к графическим. Здесь мы имеем только два параметра регулирования: частоту и величину усиления или ослабления. Следовательно, шельфовый эквалайзер регулирует уровень звучания ниже какой-нибудь частоты на низких частотах и выше выбранной частоты на высоких.

Следует также упомянуть об обрезных фильтрах, которые обрезают все частоты ниже или выше какой-нибудь выбранной вами частоты. Такие фильтры используются, например, для удаления низкочастотного гула сети или сигналов, лежащих выше человеческого порога слышимости.

4. Параграфический эквалайзер. Гибридный эквалайзер, который вобрал в себя функции графического и некоторые возможности параметрического эквалайзера. Это графический эквалайзер, имеющий возможность сдвигать центральную частоту в каждой разделенной полосе звукового сигнала. Однако изменять ширину разделенных полос он не в состоянии.

Следует напомнить, что ухо человека в состоянии воспринимать диапазон звуковых частот от 16—20 Гц до 15—20 кГц. Все что лежит за рамками этих границ не воспринимается человеческим ухом и вырезается обрезными фильтрами (обрезной фильтр низких частот, обрезной фильтр верхних частот).

Эквализация в битбоксе.

Теперь переведем все вышесказанное в рамки битбокса. Сделаем вывод, что использование эквалайзеров в битбоксе необходимо, в случае если его надо выделить среди других инструментов или вокала, либо получить отличный от естественного звук бита. Так как вокально-речевой аппарат у людей разный, следовательно, и настройки эквалайзера у каждого битбоксера будут в чем-то индивидуальны. Нет универсальных настроек эквализации для всех битбоксеров, необходимо исходить из ваших предпочтений для получения нужного звука.

Чтобы определиться в выборе настроек эквализации для вашего битбокса, необходимо определить, какие частоты нужно выделить. Легче всего это сделать с помощью параметрического эквалайзера. Сужая полосу (Q) до минимума, можно пройтись по всем частотам диапазона и выявить, какие частоты нам необходимы. Это делается экспериментальным методом, и записью себя с дальнейшим прослушиванием, через хорошую аппаратуру.

По мере необходимости данная статья может пополняться новой информацией. Жду ваших пожеланий и отзывов.

Источники:

http://cjcity.ru/
http://www.daxxgroup.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://audioproducer.625-net.ru/


Сделай новое для людей и кто ни будь обязательно тебя запомнит.
 
Илья_ГорациоДата: Воскресенье, 06.03.2011, 10:33 | Сообщение # 2
Культ мяса / создатель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1216
Репутация: 369
Статус:
на главную...ты монстр

Я много пишу про языки на этом сайте. Там же делаю видео про битбокс.
 
rybamaNNNNNNNДата: Воскресенье, 06.03.2011, 11:01 | Сообщение # 3
Атец
Группа: Пользователи
Сообщений: 603
Репутация: 63
Замечания: 0%
Статус:
Ты гений звука..

[http://nick-name.ru/sertificates/503821/]
 
ManBandДата: Воскресенье, 06.03.2011, 17:10 | Сообщение # 4
Главный по проводкам
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Репутация: 36
Замечания: 0%
Статус:
Забавно:) пасиба) На самом деле это давно уже все известно и моей гениальности тут кот наплакал, но это пригодится всем битбоксерам:)

Сделай новое для людей и кто ни будь обязательно тебя запомнит.
 
Форум российского битбокс портала » Обучение битбоксу » Лупстанции, микрофоны и прочее » Эквализация звука (Зачем нужны и какие бывают эквалайзеры)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: